Народный артист Рф, премьер труппы Цискаридзе проработал в Большом театре наиболее 20 лет, исполнял сольные партии в классических балетах «Лебединое озеро», «Сильфида», «Жизель», «Баядерка», «Спящая кросотка», а с 2004 года к тому же преподавал. На данный момент ГАБТ отважился расстаться с Цискаридзе и как с танцовщиком, и как с преподавателем, уведомив его о расторжении обоих контрактов.
Последствия реконструкции
Конфликтные дела управления театра и артиста стали достоянием широкой общественности в 2011 году, когда Цискаридзе на публике раскритиковал административную верхушку ГАБТа за качество проведенной реконструкции исторической сцены.
Сам Цискаридзе не находился на праздничном открытии обновленного театра 28 октября, но перед сиим не один раз заявлял в СМИ, что реставрационные работы были проведены не на должном уровне - как с эстетической стороны, так и исходя из убеждений удобства артистов Огромного.
Низкие потолки в репетиционных залах, не дозволяющие поднять партнершу, скользкие полы в раздевалках и душевых, отсутствие обычного кондиционирования, подмена древней отделки и частей интерьера на новодел - вот неполный перечень претензий артиста, предъявляемых к управлению ГАБТа, принявшему такую работу реставраторов.
Месяцем позднее, в ноябре 2011 года, Цискаридзе вновь раскритиковал свое управление в связи с уходом из ГАБТа в Михайловский театр премьера Ивана Васильева и примы-балерины Натальи Осиповой. Тогда премьер заявил, что это наверное не крайняя утрата Огромного театра, свидетельствующая о его дилеммах, в том числе творческих.
«Я не исключаю, что на данный момент будут уходить почти все остальные. К огорчению, я в свое время этого не сделал, так как для меня постоянно Большой театр был самым основным и самым великим, но существовать в театре, где для тебя дают один спектакль за месяц, по обещанию, чрезвычайно трудно», - заявил артист.
В одном из интервью Цискаридзе говорил, что «из русских театров брендом является лишь Большой», а «словосочетание “Большой балет” действует на зрителей гипнотически». Но здесь же винил управление ГАБТа в том, что оно не хлопочет о престиже театра, а больше задумывается о получении прибыли.
«Большой театр три года назад получил приз каких-либо там британских критиков. Может, это и звучит пафосно, но когда начинаешь выяснять, с кем Большой театр был представлен в одной номинации, то становится грустно. За основной приз этих самых критиков мы боролись с полупрофессиональными коллективами. Для меня все это чрезвычайно болезненно. Я так люблю собственный театр, малеханькой частицей которого являюсь, что отказываюсь осознавать управляющих. Нельзя так просто разменивать по мелочам богатство Рф», - говорит Цискаридзе.
Иду на Вы
Конфликт перебежал в активную стадию, когда опосля перечисленных выше событий театр в декабре 2011 года решил прервать с артистом договор о репетиторской деятельности. Но солист пригрозил, что обратится за помощью «в надлежащие органы», и пожаловался, что «биться в Большом театре за свои права чрезвычайно трудно», так как управляющий балета Сергей Филин возглавляет и профсоюз.
Тогда в Большом собирались заместо 2-ух репетиторов - Цискаридзе и Яна Годовского, работавших на полставки, - взять на полную ставку Регину Никифорову. Танцор же заявил, что руководители ГАБТа просто желают избавиться от него, так как он дозволяет для себя открытую критику в их адресок. В итоге договор с Цискаридзе в январе прошедшего года не прервали.
Прошлой в осеннюю пору «мятежный премьер» предпринял попытку сдвинуть генерального директора ГАБТа и занять его место.
Еще в 2009 году, перед уходом с поста худрука балетной труппы Огромного Алексея Ратманского, в СМИ активно дискуссировалась возможность того, что во главе ведущей балетной труппы страны встанет Цискаридзе. Но тогда известному танцовщику так не было изготовлено это предложение. В ноябре прошедшего года о Цискаридзе вновь заговорили как о возможном кандидате на руководящую должность в Большом. На этот раз ему прочили уже пост гендиректора, на котором он мог бы поменять Иксанова, срок договора с которым как раз истекал.
Группа узнаваемых деятелей культуры, в том числе руководители театров Олег Табаков, Марк Захаров, Геннадий Хазанов, Галина Волчек, Марк Захаров, преподаватель Огромного театра Юрий Владимиров, балетмейстер-репетитор Огромного Миша Лавровский, оперная примадонна Лена Образцова, актриса Алиса Фрейндлих и тенор Зураб Соткилава, подписали письмо, адресованное президенту Рф Владимиру Путину, в каком предлагалось заменить Иксанова на Цискаридзе. Информация о этом коллективном выступлении возникла в блоге представителя президента по интернациональному сотрудничеству, бывшего министра культуры Миши Швыдкого.
«Навряд ли подписанты не соображают, какую огромную работу сделал Иксанов, вытащив Большой театр из руин - в прямом и переносном смысле слова. Навряд ли они не соображают, что Николай Цискаридзе не может управлять таковым сложным коллективом, как Большой театр», - написал Швыдкой.
Любопытно, что эта запись в блоге возникла вечерком 9 ноября, а с утра такого же дня министр культуры Владимир Мединский сказал о решении Минкультуры продлить договор с сейчас работающим директором Огромного театра Анатолием Иксановым до конца 2014 года. Опосля того, как письмо было обнародовано, некие из подписавшихся отозвали свои подписи, признав, что не были знакомы с текстом. Захаров и Образцова направили Иксанову извинительные письма. Таковым образом, Цискаридзе снова не занял руководящий пост в ГАБТе.
Противоборство танцовщика и управления театра еще больше обострилось опосля нападения на худрука балета Сергея Филина, когда в вебе распространилась информация о том, что Цискаридзе мог быть причастен к преступлению. Слухам скоро положил конец гендиректор Огромного Анатолий Иксанов. Он заявил в СМИ, что артист не мог иметь дела к этому страшенному преступлению, но уточнил, что «окончательные выводы сделает следствие».
Сам Цискаридзе заявлял, что не имеет никакого дела к происшедшему, и что «толченое стекло в пуантах, кошки и веники, вылетающие на сцену», - это просто хулиганство по сопоставлению с тем, что было совершено по отношению к Филину. «Так как плеснуть кислотой в лицо - это страшное грех, которое не только лишь обезображивает жизнь человека, да и лишает его жизнедеятельности, тривиально зрения… Это страшенно», - отмечал Цискаридзе.
Встать. Трибунал идет!
В конце марта Цискаридзе подал иск к Большому театру с требованием отменить дисциплинарные взыскания в виде выговоров, которые были изготовлены ему два раза в феврале этого года - оба за интервью, данные танцовщиком без согласия управления ГАБТа. Сам Цискаридзе считает, что не заслужил взысканий - интервью он давал в нерабочее время, и никакой негативной либо ложной инфы его выражения не содержали. В процессе слушаний в Тверском суде, которые состоялись 9 апреля, представители театра предложили премьеру мировое соглашение. Но окончить трудовой спор миром не удалось. 11 апреля представители театра сказали, что ГАБТ считает неприемлемыми условия, выдвинутые Цискаридзе. Сам же премьер, возмущенный тем, что театр не собирается отменять выговоры, но настаивает на отзыве его иска, именовал деяния управляющих ГАБТа «еще одним пиар-ходом».
Слушания по иску Николая Цискаридзе к Большому театру прошли 12 апреля в присутствии огромного количества журналистов. Решение было вынесено на уникальность быстро и смотрелось как еще одна попытка примирить враждующие стороны. Трибунал отчасти удовлетворил иск Цискаридзе: один выговор был снят. 2-ой, приобретенный Цискаридзе опосля интервью Би-би-си, оставлен. Такое положение дел устроило Большой театр. Юристы заявили, что удовлетворены решением, вопросец обжалования его в апелляционной инстанции будет решен позднее. Что касается Цискаридзе, то он объявил о намерении обжаловать решение, так как не лицезреет различия меж 2-мя выговорами - оба они кажутся ему идиентично несправедливыми.
О том, что два срочных договора Цискаридзе истекают в конце июня, сам танцовщик не один раз упоминал в СМИ. Опосля суда он не стал давать интервью без соответственной санкции управления. Но еще ранее в эфире программы НТВ «Стальные леди» он вновь выразил полную готовность возглавить Большой театр.
А меж тем…
Именитый танцовщик пробует себя и в остальных видах деятельности. Так, в прошедшем году он решил получить 2-ое высшее образование (в 1992 году Цискаридзе закончил академию хореографии) и поступил на факультет юриспруденции в магистратуру Столичной гос юридической академии, набрав при поступлении 90 из 100 вероятных баллов.
Цискаридзе попробовал свои силы и на литературном поприще, написав несколько рассказов для книжки «Полета вольное упорство», в какой в основном собраны статьи о нем. На презентации издания танцовщик сходу отметил, что в книжке «нет ничего жареного, соленого, грязного», это рассказ о великих хореографах, его учителях. Из автобиографии читатель выяснит, кем Цискаридзе грезил стать в молодости. Оказывается совсем не танцовщиком. Создатель признался читателям, что если б на данный момент ему пришлось выбирать меж пением и танцами, то чаша весов склонилась бы к опере, на худой конец - к мюзиклу.
«Я думаю, книжка будет увлекательна людям, увлекающимся балетом. Я не собираюсь писать воспоминания, потому что не люблю врать. А ежели я начну писать о собственной жизни всю правду, то “Джейн Эйр” в сопоставлении с моей биографией покажется умеренной детской книжечкой. Я не желаю пачкаться. У меня все отлично», - поведал Цискаридзе в одном из интервью по случаю выхода издания.