13 июля на «Пикнике Афиши» выступит Джон Хопкинс - один из самых увлекательных электронных музыкантов Британии. Широкой публике Хопкинс известен как один из ответственных за звук на «Viva la Vida, or Death and All His Friends» - именитом альбоме группы Coldplay. Рядом с его именованием в числе перечне саундпродюсеров еще есть одно имя - умнейшего Брайана Ино, инноватора и выдумщика, но вклад Хопкинса приметен даже рядом с таковой величиной. Накануне собственного выступления на «Пикнике» Хопкинс поведал «Газете.Ru» о том, просто ли ему дается сольная карьера, любит ли публика электронную музыку, и как вынудить аудиторию глядеть на человека с ноутбуком на сцене.
- Английские журналисты назвали вас новеньким Брайаном Ино - это для вас льстит либо быстрее раздражает?
- Ну, он совсем необычный человек, так что льстит, естественно. Но вообщем сиим клише верить не очень стоит: при большом уважении, я все-же работаю над музыкой, над звуком совсем по-другому.
- Вы работали с Ино и над его сольниками, и над «Viva la Vida» Coldplay, причём будучи уже состоявшимся музыкантом с несколькими альбомами за плечами.
- Что-то я сомневаюсь, что я тогда был «известным музыкантом» - записи были, а вот считать себя состоявшимся было бы удивительно. Опыта таковой сильной работы над так огромным и суровым проектом у меня к тому моменту, пожалуй, ни разу не было. И, в общем, эта работа поменяла всю мою жизнь - и меняла ее в процессе: вот мы встретились, вот начали работать, а вот сходили куда-то опосля работы и поехали в тур…
- В работе над своими треками и над звуком для групп масштаба Coldplay задействованы одни и те же творческие «сенсоры»?
Это два совсем различных дела. Когда ты работаешь с некий командой, ты имеешь дело с данностью: музыка есть, ее нужно «решить», отредактировать, украсить, поглядеть на нее под определенным углом. Когда ты работаешь над своими треками, ты придумываешь всю историю, весь мир от начала до конца, работаешь по 20 часов в день, а в оставшееся время неудачно пытаешься уснуть от напряжения. Честно признаюсь, над чужими треками работать приятно - страдать не приходится, а наслаждение получаешь.
- Ежели ваше роль в записи «Viva la Vida» отлично документировано, то работа над последующей пластинкой Coldplay, «Mylo Xyloto», закутана тайной: в буклете напротив вашего имени написано - light and magic, свет и чудо. Поведайте, что это значит?
- Ой! (смеется). Вышло, что мы нагнали некий таинственности. Ну просто над «Viva la Vida» мы работали долго и много, и там были определенные вещи, которые я могу записать для себя в послужной перечень. Над «Mylo Xyloto» я работал три недельки, и мой вклад, выскажемся так, не был так определенным. Я, по сути, пришел, когда основная работа была уже завершена и то, что я добавил - какие-то звуки, эффекты, некий размер, - больше всего ассоциируется с этими 2-мя словами. Не знаю, как ясно я объяснил, но яснее у меня навряд ли получится.
- Полностью. Скажите, а что дает музыканту-электронщику сотрудничество с большой рок-группой? Гастролируя с Coldplay, вы не раз выступали перед массами на стадионах - не трудно после чего ворачиваться к наиболее камерному формату?
- Глядя с какой стороны поглядеть. Я ездил с Coldplay в качестве диджея и играл перед началом их шоу. И это, понимаете, крупная разница, когда люди пришли слушать твою музыку и когда ты часть чьего-то шоу. Это тоже опыт и встряска - но все-же это была не моя аудитория, а аудитория Coldplay, потому я даже ассоциировать бы не стал толпы на их концертах и наименее многочисленную публику на моих сольных выступлениях. Хотя есть определенный вызов в том, чтоб сделать их публику собственной. Но, с иной стороны - когда выходишь диджеить, все равно меньше импровизируешь, играешь больше готовых композиций.
- А какой антураж вы предпочитаете для собственной музыки - стадион либо небольшой клуб, сидящий зал либо танцпол? Где она, по вашему опыту, звучит лучше?
- Вы понимаете… никогда о этом не думал. Ну, точно не стадион - в таком антураже ни расслышать, ни осознать ничего не получится. Большой либо небольшой зал, танцпол… да я не думаю, что этот вопросец так важен. Наверняка, идеальнее всего моя музыка звучит в клубах. Хотя мне случалось делать шоу в оперных театрах - но понятно, что мы туда шли в основном ради тестов с акустикой, а не для пафоса. Когда пишешь музыку, как-то не особо думаешь, на стадионе она будет звучать либо нет.
- Из чего же будет состоять ваша программа на «Пикнике Афиши»?
- В основном из композиций с моей крайней записи «Immunity», также вещей с «Insides», моего альбома четырехлетней давности. Надеюсь, что получится… такое путешествие.
- К вопросцу о концертах - есть ли у вас рецепт, как сделать выступление музыканта-электронщика зрелищным? Так как это основная претензия к хоть какому схожему сету - музыка классная, сыграна здорово, но на сцене ничего не происходит: стоит для себя человек и крутит ручки.
- Рецепт-то у меня есть, вопросец лишь в том, удается ли мне их использовать. Да, человек с лэптопом - это не очень любопытно в зрительном плане. Выход лишь один - наряду со звуком очень близко демонстрировать публике, что конкретно происходит на сцене, как музыка рождается тут и на данный момент, фактически, за сиим на живые выступления и прогуливаются. Танец, экшен на сцене, видеоарт - это тоже может пойти в дело, но основное отдать человеку находиться при рождении музыки.
- В ближайшее время ведется много дискуссий о том, что конкретно в данный исторический момент электронная музыка в конце концов вышла за границы клубно-танцевальное гетто и стала принципиальной частью всей мировой поп-культуры - какой некогда был рок. Есть различные представления на этот счет, что вы думаете по этому вопросцу?
- Да, и это страшно радостно - электронная музыка в конце концов делается равной в правах с поп-музыкой как такой; на данный момент для нее самое не плохое время. Другое дело, что это итог определенной рефлексии и работы - электроника не стала замыкаться снутри себя самой, мыслить себя отдельной от всего остального обеспеченного контраста. В моем случае как раз так - слово музыка стоит на первом месте, а «электронная» остается лишь прилагательным: когда я пишу композицию, я не задумываюсь над тем, вроде бы мне, вдруг «не вывалиться из тренда».
- Как я знаю, вы - проф пианист. Ваш «академический» опыт что-то отдал для вас для той работы, которой вы посвящаете себя на данный момент?
- О нет, я совсем не проф пианист! Я обучался музыке с 12 до 17 лет и бросил это дело, фактически, поэтому, что это занятие ничего не давало в буквальном смысле ни мозгу, ни сердечку. Нет, естественно, определенной… вдохновленности, что ли, классической музыкой я отрицать не буду. Но - ради всего святого - то, чем я занимаюсь на данный момент, еще увлекательнее.