Отдать лестнице, ведущей потайными ходами к Эрмитажному театру музея, «домашнее» заглавие было решено перед тем, как на «Проводах белоснежных ночей», посвященных творчеству Сокурова, был показан документальный кинофильм о разработке фильмы «Российский ковчег». Конкретно с данной нам лестницы начался путь съемочной группы киношедевра, сделанного в интерьерах Эрмитажа. До реального времени эта лестница оставалась безымянной.
«Я благодарен за доверие и помощь всем сотрудникам Эрмитажа - хранителям, смотрителям, сторожам и, естественно, директору, который поверил нам и разрешил съемки. <…> Кем бы мы были, если б не такие музеи, которые демонстрируют нам, что культура вечна, которые облагораживают нас», - произнес Александр Сокуров.
Кинофильм «Российский ковчег» уникален тем, что избранный режиссером способ съемки употреблялся в первый раз в истории синематографа: камера была включена безпрерывно в течение 1 часа 27 минут и 12 секунд. За это время по парадным залам музея прошли герои кинофильма - наш современник, который нежданно попадает в Эрмитаж начала ХVIII века, и встреченный им француз, в каком угадывается узнаваемый дипломат и путник. Они стали очевидцами 300 лет русской истории и узрели, как Петр I устраивает разнос генералу, Екатерина Великая управляет постановкой пьесы, а Николай II обедает вкупе со собственной семьей. Глобальная премьера картины свершилась на Каннском кинофестивале в 2002 году.