Для поклонников музыки Рихарда Вагнера Байройт, где германский классик прожил крайние 10 лет собственной жизни - реальная Мекка. Чтоб попасть на Вагнеровский фестиваль, «стоять в очереди» приходится практически годами. Приобрести билет на оперу сейчас, а поглядеть спектакль… через 10 лет - такое может быть только в одном театре мира. И это баройтский «Фестшпильхаус». В сегодняшнем году, когда отмечается 200-летие со дня рождения Рихарда Вагнера, ажиотаж зашкаливает. Тем паче, что к юбилею подготовлена новенькая постановка главенствующего вагнеровского произведения - превосходной тетралогии «Кольцо нибелунга», включающей четыре оперы, в общей трудности длящиеся пятнадцать часов. Премьера обещает быть увлекательной. Ее создатель - германский «режиссер-радикал» Франк Касторф, а в роли музыкального управляющего выступает дирижер с русскими корнями Кирилл Петренко. Он принял своеобразную эстафету у собственного соотечественника Вольдемара Нельсона, первого маэстро родом из Рф, который выступал в Байройте в 1980-е годы. Кирилл Петренко родился в сибирском городке Омске 40 один годом ранее, но в молодости переехал с родителями в Австрию. Управлять исполнением музыкальных партий в тетралогии «Кольцо нибелунга» ему приходилось только в один прекрасный момент. Памятуя этот опыт, Кирилл Петренко ведает:
«Опыт был колоссальный, так как “Кольцо нибелунга” сейчас понимаешь так целостно, что когда начинаешь дирижировать первую оперу, уже знаешь, как закончится 4-ая, - не только лишь по сюжету, а конкретно по партитуре. И это помогает отыскать верный подход для начала. А в физическом отношении сначала было чрезвычайно тяжело, но потом стало легче: на четвертом прогоне “Кольца” даже резервы новейших сил возникли!»
Байройтский фестиваль - наистарейшем в мире. В 1876 году его основал сам Рихард Вагнер, чтоб продвигать свою музыку. Вагнер был и первым управляющим фестиваля, и соавтором конструктора Герхарда Земпера, который выстроил в Байройте оперный театр. Композитор даже специально выдумал особенные неловкие кресла в зрительном зале, чтоб публика случаем не задремала на его представлениях. Но ежели говорить серьезно, то спецы считают «Фестшпильхаус» прототипом театральной архитектуры. Таково и мировоззрение русского конструктора Сергея Гнедовского:
«Герхард Земпер убрал классические ложи и галереи в зрительном зале, оставив только один амфитеатр. Амфитеатр имеет коническую форму с углом зрения, который ориентирован лишь на сцену, обеспечивая безупречное восприятие вида - с тем, чтоб ничто не отвлекало зрителя от того, что происходит на сцене».
В этом году на сцене фестивального театра в Байройте можно будет узреть семь из 14-ти написанных Вагнером опер. Начиная от ранешней - это «Летучий голландец», - и заканчивая поздней: это «Смерть богов», крайняя часть тетралогии «Кольцо нибелунга». Они все будут представлены по пару раз в течение месяца. При всем этом, в первый раз за историю Байройтского фестиваля к нему сумеет приобщиться хоть какой русский меломан. Русское радио «Орфей», в содружестве с германским медиахолдингом Deutsche Welle, представит в собственном эфире фестивальную програмку от первой до крайней нотки. Трансляции будут сопровождать репортажи из Байройта и круглые столы с ролью русских и германских музыкантов. Беспрецедентный медиапроект посвящен двухвековому юбилею композитора, который вошел в историю культуры, как великий оперный реформатор и один из самых значимых новаторов европейской музыки.