Афиша на недельку в Красноярске: Fly Project и море монстров

Биография Тихона Хренникова

Певица Нюша потрясла кардинальной сменой стиля

Кольцо досталось германцам

Открытие Байройтского фестиваля издавна не стало быть чисто музыкальным событием и принадлежит миру всей современной германской поп-культуры: по красноватой ковровой дорожке в Фестшпильхаус пройдут канцлер Ангела Меркель, президент Йоахим Гаук, также знаменитости всех мастей и влиятельные бизнесмены; целый день германское телевидение будет смаковать сцены с официального открытия. На последующий день, когда официальные лица и статусные гости разъедутся, их места займут любители оперы и музыкальные критики со всего света. Кстати, 1-ые ожидали билетов годами - невзирая на то, что благодаря муниципальным субсидиям они не астрономически дороги, достать билеты вне официальных каналов фактически нереально.

В этом году Фестшпильхаус смотрится как традиционно лишь издалека, по сути, фасад покрыт расписным занавесом, который закрывает строй леса. Здание будет ремонтироваться в течение года, что обойдется в 30 млн евро. Реконструкция виллы «Ванфрид», где сейчас находится музей композитора, идет полным ходом. Вообщем, понятно, что реконструкция никак не скажется на обычных неудобствах, которые испытывает публика Фестшпильхауса и которые издавна стали частью байройтской действительности: вагнерианцы привыкли слушать многочасовые оперы в некондиционированном помещении, сидя на неловких древесных креслах.

Так задумал Вагнер еще на шаге проектировки театра - акустика не обязана нарушаться сторонними шумами, а отсутствие декора разъясняется не столько равнодушием композитора к роскоши, сколько рвением сначала к функциональности.

В этом году на фестивале прозвучат три старенькые постановки «Лоэнгрин» Ханса Нойенфельса и Андриса Нельсонса, «Тангейзер» Себастиана Баумгартена и «Летучий голландец», которым будет дирижировать любимец германской публики Кристиан Тилеманн. Конкретно «Голландец» прозвучит в день открытия. Для русской публики заглавие данной для нас оперы в контексте Байройта еще долго будет вызывать чувство расстройства; и хотя далековато не все русские фанаты фестиваля либо индивидуально бас-баритона Евгения Никитина могли дозволить для себя запланировать поездку в Байройт, почти все на расстоянии радовались, что наконец-то русский певец попал в когорту избранных солистов этого престижного фестиваля.

Дебют не попросту не состоялся, он отменился за четыре дня до премьеры.

Но и в этом году у русской публики есть повод в особенности внимательно смотреть за фестивалем, тем паче, что радио «Орфей» будет вести трансляцию из Байройта в собственном эфире в полном объеме - это около 30 часов музыки Вагнера. За пульт фестивального оркестра (Orchester der Bayreuther Festspiele) при выполнении самого масштабного произведения оперный музыки - тетралогии «Кольцо Нибелунга» - встанет россиянин с австрийским паспортом Кирилл Петренко.

Новенькая постановка тетралогии в среднем происходит в Байройте каждые 10 лет. Предпоследняя и сегоднящая постановки становились громкими еще на стадии подготовки.

Премьеру 2006 года был должен готовить Ларс Фон Триер, не раз на публике признававшийся в особенном отношении к музыке Вагнера, но спустя два года опосля начала работы он или ушел сам, или был уволен тогдашним управляющим фестиваля Вольфгангом Вагнером, внуком композитора.

Спешная подмена на 80-летнего драматурга Танкреда Дорста, по общему мнению критики, для постановки оказалась очень неудачной, но зато на ее фоне выгодно блистал оркестр под управлением Кристиана Тилеманна.

С сегодняшней постановкой «Кольца» произошла подобная история. =

Новейшие руководительницы фестиваля Катарина Вагнер и Ева Вагнер-Паскье ангажировали Вима Вендерса, не имевшего опыта в оперной режиссуре, зато отметившего собственный 65 день рождения походом на «Парсифаль» в Байройте.

Спустя какие-то время стало ясно, что концепция Вендерса, видевшего сам спектакль только как матрицу для кино-оперы, категорически противоречит принципам фестиваля, заложенным ещё самим Вагнером. Нет и ничего не быть может важнее вечера спектакля, опыта, исключающего посторонние задачки.

И на замену Вендерсу в тетралогию оказался вовлечен театральный режиссер Франк Касторф, слывший в ГДР «осквернителем классики» и критиком режима; фигура, которую еще полста лет назад представить для себя в Байройте было бы нереально.

Не в деталях, но все-же довольно отлично известна его режиссерская концепция «Кольца». Время и место деяния - современный мир, главной чертой которого режиссер лицезреет нефтяную зависимость. Любая из опер имеет свое географическое место: Техас (Золото Рейна), Баку (Валькирия), ГДР (Зигфрид) и Уолл-Стрит (Смерть богов).

Действие разворачивается в основном в открытом пространстве, а детали интерьера комнаты в мотеле либо бензоколонки в основном создаются при помощи видеопроекции.

В отличие от Франка Касторфа, Кирилл Петренко в роли музыкального управляющего «Кольца» был утвержден с самого начала, и конкретно от него публика и критики ожидают музыкального откровения, пока что смакуя технику дирижирования маэстро - Петренко дирижирует без палочки, что крупная уникальность для управляющего симфонического оркестра. И вслух желая ему сил и здоровья: понятно, что крайние годы дирижер испытывал суровые трудности со здоровьем, это вынудило его отрешиться от пары ангажементов.

Очередной дебют, который со страстью дискуссируют вагнерианцы, возникновение первой англичанки в истории Байройта:

сопрано Кэтрин Фостер, бывшая акушерка и медсестра, проработавшая по специальности 15 лет, будет исполнять роль Брунгильды. Всего 6 годов назад она в первый раз исполнила эту партию и сейчас критики считают ее одной из наилучших современных певиц данной роли.

Понятно, что в одной из сцен «Кольца» на сцене покажется радужный флаг, сменив флаг штата Техас. Критики спорят о значениях в контексте постановки: или это знак движения за мир, или знак ЛГБТ движения, или отсылка к индийскому мистику Мехер Баба.





Copyright © 2013 Ireya.ru - Шоу-бизнес, культурная жизнь. All Rights Reserved.