Джей-Джей Кейл (настоящее имя Джон Уэлдон Кейл) родился в 1938 году в Оклахоме. Первую группу он собрал в возрасте 17 лет и играл с ней практически десятилетие, пока не уехал в Калифорнию. Псевдоним музыканта связывают с возникновением группы «The Velvet Underground» - государь Кейл не желал, чтоб его путали с ее участником Джоном Кейлом.
1-ый глобальный хит Джей Джей Кейл написал в 1966 году. Это была песня «After Midnight». Она родилась во время студийных сессий альбома A Trip Down Sunset Strip, который музыкант выпустил под маркой несуществующей группы Leathercoated Minds.
На рубеже 1970-х Джей Джей Кейл подумывал о том, чтоб совсем уйти из музыкального бизнеса, но здесь услышал «After Midnight» по радио в выполнении Эрика Клэптона, 1-го из самых знатных английских блюз-рокеров, и помыслил, что спешить не стоит. В 1972 годуна рекорд-лейбле Леона Расселла «Shelter» Джей Джей Кейл в конце концов выпустил 1-ый альбом под своим именованием. Он именовался «Naturally». В нем была авторская версия «After Midnight», также «Call Me the Breeze», ставшая хитом в выполнении Lynyrd Skynyrd, «Bringing it Back», фуррор к которой пришел в версии Kansas, и «Clyde», которую сделал шлягером кантри-музыкант Уэйлон Дженнингс. На альбоме «Naturally» музыкант показал минималистичный стиль гитарной игры, которого придерживался до конца собственных дней и которому почти всем должны господа Клэптон и Нопфлер.
К слову, в любви к гитаристу не один раз признавались и русские музыканты, такие, как Сергей Чиграков («Чиж»), Кирилл Комаров, Умка и группа «Калинов мост». Крайняя даже показывает Джей Джей Кейла в числе создателей песни «Девченка в летнюю пору». Истоки данной песни лежат в мелодии Джей Джей Кейла Sensitive Kind, которую с наслаждением исполнял, к примеру, Карлос Сантана.
В 1976 году на четвертом альбоме Джей Джей Кейла «Troubadour» была размещена песня «Cocaine», которую здесь же включил в собственный репертуар Эрик Клэптон. В 1977 году она была выпущена на альбоме Эрика Клэптона «Slowhand» и стала одним из самых громких хитов за всю его карьеру.
Государь Клэптон не один раз подчеркивал в интервью, что по сути песня носит антинаркотический нрав, ему пришлось даже слегка поменять текст, чтоб его не винили в пропаганде наркотиков, но, номер до этого времени воспринимается почти всеми, как гимн веществу. В
1982 году, когда компания «Мелодия» отважилась издать альбом музыканта в СССР, песню «Cocaine» и совсем не включили в релиз.
В 1980-е Джей Джей Кейл сделал паузу в разработке новейшей музыки - он мог тихо жить на отчисления от «After Midnight», «Call Me the Breeze» и «Cocaine». Тем более, музыкант-самоучка продолжал, как в мололости, конструировать и реконструировать свои гитары, а посреди 1990-х возвратился в строй. Тем паче, что Эрик Клэптон продолжал исполнять и записывать песни из его каталога. Эрик Клэптон играет песни Джей Джей Кейла в турне до этого времени (см. «Ъ» от 17 июня), в его новеньком альбоме «Old Sock» звучит песня «Angel» с гитарной партией кумира.
Вершиной их совместного творчества стал диск «The Road to Escondidoм (2006), получивший Grammy, как наилучший альбом современного блюза. Он же стал крайним альбомом, на котором сыграл именитый пианист, соратник The Beatles Билли Престон. Спустя 40 лет опосля сотворения “After Midnight” Джей Джей Кейл смог сочинить песни, которые никак не уступали его классике. Власти калифорнийского Эскондидо желали включить музыканта в торговую палату городка, но он отказался, заявив, что торговля - это не по его части. Зато в его родном городке Талса в Оклахоме 5 июля отмечают, как “день Джей Джей Кейла”, - так город отплатил музыканту за то, что он именовал собственный альбом 2004 года “To Tulsa And Back”.
Борис Барабанов