Это смотрится странноватым, ведь перипетии сотворения драмы о Линде Лавлейс, ставшей американской знаменитостью в 1972 году в возрасте 23 лет опосля съемок в кинофильме «Глубочайшая глотка», в мировой сети активно обсуждали. У «Лавлейс» недурственный актерский состав: Аманда Сайфред (Линда), совсем не известная на экране Шарон Стоун и «водянистый терминатор» Роберт Патрик (ее предки), спец по злодеям Питер Сарсгаард (ее негодяй-муж), Джеймс Франко (основоположник Playboy Хью Хефнер) и др.
Режиссеры кинофильма Роб Эпштейн и Джеффри Фридман, известные сначала как документалисты, владеют массой наград, а у Эпштейна есть даже два «Оскара».
А сама ситуация разве не любопытна? Речь ведь о разработке кинофильма, пусть и непристойного, ставшего самым прибыльным в истории кино! При издержек в 25 тыс. долл. он принес своим обладателям 600 млн - столько же, сколько заработал позже в Америке «Титаник», но при издержек 300 млн. Правда, фантастические числа издавна принято ставить под колебание, ведь прокат кинофильма контролировала мафия и очевидно отмывала с его помощью грязные средства. Данные о прокате «Глубочайшей глотки» сильно завышены, но то, что кинофильм имел огромный фуррор, - это факт.
Отчего же такое равнодушие к «Лавлейс»? Как те, кто когда-то Пастернака не читал, я «Глубокую глотку» не лицезрел. Но рискну предложить свои разъяснения.
О чем это
О том, как благопристойная женщина из серьезной церковной семьи, в конце 60-х переехавшая с родителями из Бронкса во Флориду, за два-три года перевоплотился из скромницы в порнозвезду. Перевоплотился поэтому, что встретила не того парня, за которого умудрилась быстро выскочить замуж (хотя, в первый раз увидев его физиономию на экране, хоть какой мало-мальски искушенный зритель здесь же внутренне завопит: «Не тот! Не тот! Не верь ему!»). И поэтому, что у нее открылся особенный талант - она стала творить подлинное искусство. В чем этот талант, уточнять не стану. Кто-то о этом знает. Кто-то выяснит из кинофильма. А кому-то, может быть, и знать не стоит.
1-ая половина кинофильма, как понимаю, излагает (но с намекающими поправками) историю Линды Лавлейс в том виде, в котором ее биографы и она сама подавали ее посреди 70-х. 2-ая половина кинофильма - изнанка истории, разоблачение, кошмарная правда. Она базирована на книжке Линды Лавлейс Ordeal - «Испытание», в какой она поведала, что по сути супруг ее избивал, торговал ее телом, заставлял заниматься сексом перед камерой в прямом смысле под дулом пистолета - и вообщем она не заработала ничего. Кинофильм задается вопросцем: who is Линда Лавлейс? Какая из 2-ух Линд реальная? И дает конкретный ответ: естественно, эта 2-ая, несчастная. Та, которая позже до конца жизни, до смерти в автокатастрофе в 2002 году выступала против порнухи и бытового насилия.
Странности
Для меня чудно уже то, что картина о таковой разноплановой и принципиальной для культуры 1970-х (да-да, как мы увидим позднее, конкретно культуры!) фигуре, как Линда Лавлейс, свелась к слезной мелодраме, где все делится на темное и белоснежное, где виноваты все (мерзавец-муж, упертые родители-ханжи, порнографы, мафия, все мужчины как таковые, которые как один сволочи), лишь не бедная Линда. Она в кинофильме прямо-таки святая. Кинофильм чуток ли не житие. Непонятно, правда, чего же ради и почему настолько долго она вытерпела. Зато позже вмиг и решительно пошла всех обличать. Есть версия, что она гордилась собственной экранной деятельностью. И поменяла позицию только поэтому, что ее затравили феминистки.
Практически «Лавлейс» - всераспространенная феминистская версия судьбы Линды.
Чтоб история бедной Линды смотрелась убедительнее, создатели «Лавлейс» основательно подретушировали ее жизнь, что просто осознать, тривиально ткнувшись в биографические справки. Естественно, таковой кинофильм, рассчитанный на широкий прокат (в Америке у него не самый твердый рейтинг R - дети до 17 в сопровождении родителя; это у нас «Лавлейс» сходу получила 18+), и нельзя было снять без ретуши.
На нынешнем широком экране нельзя показать, чем реально занималась Линда, зрителю не дают полной инфы - может, в таком случае вообщем не стоило затевать картину? Но ежели уж затеяли, для чего совершенно уж откровенно врать? Из «Лавлейс» следует, как будто Линда снялась только в одном кинофильме, провела на порноплощадке всего 17 дней (повторим, что под дулом пистолета) и за это позже расплачивалась всю оставшуюся жизнь. Несла собственный крест. Но это неправда: в ее фильмографии есть ленты и до, и опосля «Глубочайшей глотки», а именно та же «Глотка», но под №2.
Да и это для меня не самое печальное. Основное, в кинофильме начисто отсутствует социально-исторический контекст, который в истории Линды Лавлейс самое увлекательное. В нем вообщем нет времени, мира вокруг нас - время проявляется лишь в костюмчиках, прическах, музыке да физиономиях президента Никсона и узнаваемых комментаторов на экране ТВ, что очевидно не достаточно.
Остальные странности
Пример того, как можно соединить в кино исторический контекст с историей практически как у Линды Лавлейс, - драма Мэри Харрон «Непристойная Бетти Пейдж» (о другом кинофильме Харрон «Южноамериканский психопат» речь шла в крайнем выпуске «Киногеографии»). Эта картина о девушке, которая тоже была признана в Америке секс-бомбой (в 1950-е годы), невольно породила особенные акции сената и ФБР против порнухи (хотя киноленты и фотосессии, в каких та участвовала, по нашим временам невинны). При всем этом Бетти постоянно считала, что занимается богоугодным делом (ведь краса и тело от Бога - для чего же их скрывать?), а в конце жизни и совсем стала набожной.
«Бетти Пейдж» - на три головы выше «Лавлейс». А ведь какие способности раскрывались перед создателями кинобиографии Линды!
В 2005 году вышел документальный кинофильм Рэнди Барбато и Фентона Бейли «В глубочайшей глотке». Вот он вправду увлекателен. Любопытны уже сами по для себя детали сексапильной жизни Америки рубежа 1960-1970-х: в стране, которую в СССР считали эмблемой разврата, в эру полетов на Луну все еще господствовало убеждение, как будто дама в кровати не способна испытывать ублажение. Еще любопытнее, чем была в те годы порноиндустрия. Во-1-х, никакой не промышленностью, а деятельностью одиночек-романтиков (о этом, кстати, и кинофильм Пола Томаса Андерсона «Ночи в стиле буги»).
Во-2-х, вызовом публичному ханжеству и цензуре. «Глубочайшая глотка» стала картиной во славу свободы, а именно свободы сексапильного самовыражения дамы. Не случаем, невзирая на запреты и суды, сопровождавшие прокат кинофильма, поход на него стал неотклонимым для социально активных людей. Посреди тех, кто стал на защиту кинофильма, были Джек Николсон и Уоррен Битти, а посреди тех, кто защищает его «В глубочайшей глотке», - Гор Видал и Деннис Хоппер.
Когда в 1972-м атаку на порнуху и «Глотку» лично возглавил президент США Никсон, в прогрессивных массах родился лозунг «Линду Лавлейс - в президенты». Был даже снят одноименный кинофильм все с той же Линдой в главной роли. Порнуха числилась реальным искусством и чуток ли не основным видом независящего кино. Про это «В глубочайшей глотке» ведает мэтр жанра ужасов, папа Фредди Крюгера Уэс Крейвен.
Сущность «В глубочайшей глотке» в том, что порнореволюция, как всякая иная, сожрала собственных деток. Так как опосля «Глубочайшей глотки» выяснилось, что дело доходно, появилась порноиндустрия под контролем мафии. За мафиозность уцепились политики, объявив бизнес криминальным: создателей «Глотки» подвергли обструкции, главенствующего актера чуток не арестовали. Но больше всего «Глубочайшей глотке» досталось от дам, за свободу самовыражения которых она так ратовала. В конце 70-х феминистки объявили ее лентой, эксплуатирующей даму как сексапильный объект. Тут-то, по версии того кинофильма, Линда Лавлейс и переписала свою прежнюю биографию.
Наш вариант маркетингового слогана
На сей раз не слоган, а меркантильный вывод: никакого другого таланта, не считая того, каким она владела, у Линды не было. Тогда выходит, что это кинофильм не о личности, а о бабе-дуре. Не позволяйте развиваться своим талантам! Один-единственный талант, который впору не обуздали, способен убить хоть какого неплохого человека.