На основной приз - статуэтку «Золотого льва» - в этом году претендует 20 совсем различных картин. Прогнозы давать пока никто не осмеливается, ведь жюри основного конкурса возглавляет классик итальянского кино Бернардо Бертолуччи, создатель кинофильмов «Конформист», «Крайнее танго в Париже», «Двадцатый век», «Мечтатели» и почти всех остальных работ, считающихся классикой мирового синематографа. Совместно с ним судьбу фестивальных наград определяют чилийский режиссер Пабло Ларрейна (Pablo Larrain), французская актриса Вирджини Ледуайен (Virginie Ledoyen), германская актриса Мартина Гедек (Martina Gedeck), один из самых именитых швейцарских операторов Ренато Барта (Renato Berta), английский режиссер и сценарист Андреа Арнольд (Andrea Arnold), владелец премии «Оскар» за саундтрек к кинофильму «Крайний правитель» японский композитор Рюити Сакамото (Ryuichi Sakamoto), китайский режиссер и актер Цзян Вэнь (Jiang Wen) и южноамериканская актриса Кэрри Фишер, более популярная по роли принцессы Леи в саге «Звездные войны». Выбор им предстоит нелегкий.
Перед открытием фестиваля Бертолуччи говорил, что ожидает от конкурсной программы сюрпризов. Но кинофильмов, способных воодушевить режиссера, по мнению критиков, в этом году мало. Пожалуй, на роль таковых необыкновенных, вдохновляющих картин больше всего подступают «Бродячие псы» (Stray dogs) тайваньского режиссера Цая Минляна и «Супруга полицейского» (Die frau des polizisten) немца Филипа Гренинга. Тут - на Лидо - лишь они находили собственных горячих поклонников и настолько же активных врагов. Обе картины фактически безмолвны и сложны для осознания.
Основной герой ленты Минляна занимается тем, что стоит днями напролет на оживленной улице и держит большой маркетинговый щит, предлагающий приобрести недвижимость в городке. Единственные люди, с которыми он разговаривает - его двое малышей. Они совместно едят на улице, чистят зубы и моются в публичных туалетах, а потом идут спать в заброшенный подвал без электро энергии и воды. Весь город стал для их свалкой, повсюду бродят псы и кое-где чрезвычайно далековато течет река. В один прекрасный момент ночкой в шторм Цао Кан решает увести собственных деток подальше от этого темного городка. Но бывшая супруга героя не дозволяет выполнить этот план. Главенствующего героя сыграл неизменный актер Минляна Ли Кан-шен (Lee Kang-sheng), без которого, по признанию режиссера, он совершенно бы не стал снимать. А роль бывшей супруги героя исполняют сходу три актрисы - Лу И-чинг (Lu Yi-ching), Янг Куэй-мэй (Yang Kuei Mei) и Чен Шуай-чуй (Chen Shiang Chyi), что дает повод для различных трактовок картины. «Бродячие псы» могут стать крайней работой тайваньского режиссера, который серьезно размышляет над тем, для чего он вообщем снимает кино. У Минляна, вообщем, уже есть один «Золотой лев» - за картину «Да здравствует любовь» 1994 года.
Для Филипа Гренинга роль в Венецианском кинофестивале тоже не 1-ое - в 2006 году он возглавлял тут жюри программы «Горизонты», но в числе лауреатов Мостры его не было. Картина «Супруга полицейского» ведает историю юный семьи в германской провинции. Супруг работает полицейским, супруга ведет домашнее хозяйство и хлопочет о малеханькой дочери. Кажется, что эта рядовая семья - счастлива, но супруга полицейского часто подвергается домашнему насилию. Кинофильм продолжается 175 минут и разбит на 59 частей, не имеющих отдельных заглавий. Любая из сцен начинается и заканчивается обыкновенными титрами со словами «начало» и «конец». Конкретно для того, чтоб показать «мозаику ежедневных эпизодов», режиссер, по его словам, и избрал настолько необыкновенную структуру повествования, которая не оставила флегмантичными почти всех журналистов и критиков.
Тем более самых громких оваций на фестивале удостоен был кинофильм британца Стивена Фрирза «Филомена» (Filomena), основанный на описывающей настоящие действия одноименной книжке корреспондента BBC Мартина Сиксмита, который, кстати, длительное время работал в Москве и даже написал несколько книжек о политике. Основная героиня кинофильма - пожилая дама Филомена Ли, которая в 1952 году в Ирландии в подростковом возрасте родила малыша. Из-за этого ее выслали в монастырь, а мальчугана потом дали на усыновление в Америку. Последующие 50 лет мама неудачно находила собственного малыша, не догадываясь, что и мальчишка, получивший в приемной семье имя Майкл Хесс и ставший известным республиканцем, также пробовал отыскать ее. Во время поисков Филомена и познакомилась с Мартином Сиксмитом, которому поведала свою историю. Роль Филомены исполнила актриса Джуди Денч, которой все уже прочат не только лишь Кубок Вольпи, да и номинацию на «Оскар».
Особенной конкуренции у Джуди Денч в Венеции и нет - разве что юные Скарлетт Йоханссон и Миа Васиковска могут посоревноваться с актрисой за заслугу. И Йоханссон, и Васиковска сыграли в типичных роуд-муви и предстали там в нехарактерных себе видах. 1-ая актриса, перевоплотившись в брюнетку, играет в кинофильме Джонатана Глейзера «Побудь в моей шкуре» (Under the skin) загадочную инопланетянку, уничтожающую шотландских парней. 2-ая - волевую путешественницу по австралийским пустыням Робин Дэвидсон в картине Джона Керрана «Тропы» (Tracks).
В мужской номинации конкурентнсть тоже маленькая. Претендовать на Кубок Вольпи могут Николас Кейдж, сыгравший в темной картине Дэвида Гордона Грина «Джо» (Joe) большую роль бывшего бандита и одиночки, нежданно взявшего на попечение ребенка из семьи алкоголиков. Либо юный актер Скотт Хейз, исполнивший роль дикаря, социопата и маньяка Лестера Балларда в кинофильме Джеймса Франко «Дитя божье» (Child of God).
За фаворитные режиссерские и актерские работы на Венецианском фестивале призами отмечают операторов, сценаристов и дебютантов. Оказаться в их числе может любой из участников. Прогнозы здесь делать очень трудно. Так, приз Интернациональной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ (FIPRESCI) получил кинофильм 24-летнего канадца Ксавье Долана «Том на ферме» (Tom a la ferme). Эта картина, повествующая о юном гее Томе, который приезжает из огромного городка в деревню на похороны собственного напарника и сталкивается с полным недопониманием собственного стиля жизни со стороны семьи покойного, полностью может оказаться и в числе обладателей основных наград фестиваля.
Собственных фаворитов также назовет и жюри программы «Горизонты», представляющую собой диапазон новейших тенденций мирового синематографа. Одним из членов жюри этого конкурса является русская актриса Ксения Раппопорт. Иной представитель нашей страны - режиссер Алексей Герман-младший воспринимает роль в определении лучшего дебюта 70-го Венецианского кинофестиваля.
Не считая жюри, Наша родина представлена на фестивале только одной работой - отреставрированной версией картины Алексея Германа-старшего «Моя друг Иван Лапшин», которая участвует в конкурсе программы «Венецианская классика». Оценивают ее студенты итальянских театральных и кинофакультетов, и результаты этого конкурса станут известны ранее остальных. Их объявят в субботу деньком - за несколько часов до того момента, когда перечень обладателей «Золотого льва» пополнится еще на одно имя.