Евгений Гомберг подарил Риге несколько памятников, включая известную скульптуру Барклая де Толли. Он конкретно тот человек, который разбирается в статуях и благоустройстве городского места. В собственной статье на Imhoclub.lv Гомберг разъяснил, почему памятнику Марису Лиепа оскорбителен, и что за «типы» его делали.
Мысль установки монумента Марису Лиепы прозвучала еще в 2002 году. Много лет ничего не выходило, но в 2011 году конкурс закончился, третью (и единственную) премию присудили проекту Гайту Бурвису - девять силуэтов-загробных теней. Что и следовало ждать: условия конкурса разрабатывали полгода, а художникам дали меньше месяца на все, включая строительный проект.
Через зубы, за неимением лучшего, похвалил проект и Андрис Лиепа. Да и он не был реализован.
Вдруг бывшая министр культуры Латвии Хелена Демакова посоветовала без всякого конкурса Яана Тоомика и Йури Оявера Оявера, профессоров Эстонской Академии художеств. В Латвии, по ее мнению, достойных архитекторов нет. Денежные расходы взял на себя Фонд Тетеревых.
«Современное искусство»
5 сентября 2013 года монумент открыли.
«Кто не знает, что это монумент Марису Лиепе, могут не додуматься. Это общий образ танцовщика, который “летит из вечности в вечность”, - сказала г-жа Демакова. Чем ее так завлекли общепризнанные профессионалы? Вот что удалось отыскать в вебе.
Изложу кратко. Тоомик считается более известным в мире эстонским мастером - живописец, видео-артист, создатель установок и фильмов-лауреатов», - пишет Гомберг.
Дальше он приводит несколько примеров работы доктора. К примеру, он снимается в «концептуальном» видео. Самое известное видео - «Отец и отпрыск» (1998 г.) В нем 2 минутки 35 секунд живописец катается обнаженным по льду Балтийского моря, кружась вокруг зрителя под звуки религиозного хорала, исполняемого его десятилетним отпрыском. В конце он исчезает в белоснежном сиянии, откуда возник.
В иной известной работе создатель пляшет на могиле отца, которого он растерял в девять лет и потому не успел с ним сплясать. Посреди остальных работ отмечают видео с актером Аларом Судаком, лежащим в грязищи на поле.
Доктор Йури Оявера (р. 1955) имеет к скульптуре большее отношение. Хотя изображений найти также не удалось, но нашлось одно заглавие - «Эксгибиционист в лесу».
«Выбор г-жи Демаковой, броского адепта “современного искусства” понятен. Лишь за Мариса Лиепу грустно. И соболезнования Андрису Лиепе, долгие и длительные годы потратившего на монумент папе», - пишет Гомберг.
Отец бы нас убил
«Огласить, что Андрис был против - не огласить ничего. Он обивал высшие инстанции, боролся. Но то, за что берется г-жа Демакова, приостановить нереально.
Прискорбно, что монумент поставили, не считаясь с мнением Андриса, кавалера ордена 3-х звезд, и Илзе Лиепа, - уж точно разбирающихся в искусстве. Людей, которые, родившись и проживая в Москве, поддерживают тесноватую связь с родиной отца, играют огромную роль в нашей культурной жизни. Как можно было так их оскорбить?
Грустно и досадно, что люди, которые дружили, совместно поддерживали балет, Фонд Мариса Лиепы - Борис Тетерев и Андрис Лиепа, так разошлись. Что Фонд Тетеревых, делающий настолько не мало неплохого, повелся на лабуду», - подводит итоги Гомберг.