Слушатели узнали, как перевести текст русской Конституции на язык фортепьяно, как играться без партитуры сосновыми шишками на теннисном столе и как может употребляться в композиции «восьмибитовый» звук старых компьютерных игр. А самые чуткие сообразили, что во всем перечисленном есть смысл.
«Границы музыки» - проект евро композитора Сергея Невского. Получив приглашение принять роль в воронежском фестивале «Чернозем», он смог за короткое время сделать концепцию и собрать коллег, которые смогли бы показать еще пока не чрезвычайно просвещенной воронежской публики необъятную гамму направлений современного композиторского искусства.
«За крайние десятилетия музыка так поменялась, что слушатели не стали осознавать, что является музыкой, а что нет, - объяснил Сергей Невский перед началом концерта “Проекция”, - не считая того, повсевременно происходит синтез искусств, которые дает новейшие способности. К примеру, сейчас, мы покажем, как влияют на музыки видеоарт и компьютерные игры».
«Проекция» состояла из 5 композиций, любая из которых иллюстрировала целое направление в развитии современной музыки. И при всем этом являлась необычным произведением, со своим направлением и смыслом. Открыл концерт виолончелист Илья Рубинштейн с пьесой Light is calling южноамериканского постминималиста Майкла Гордона (1-го из создателей небезызвестной воронежцам группы Bang on a Can"). Она посвящена событиям 11 сентября, которые вошли в историю и как самый масштабный (пока) теракт, и как пример героизма тыщ людей. Щемящее и возвышенное соло на виолончели сопровождалось видеопроекцией, на которой из клубов огня проступали фото американской жизни ХIХ века - эры, обитатели которой, невзирая на собственные катастрофы, не могли представить для себя масштаба катастроф последующих времен. Нужно огласить по отдельности композиция Майкла Гордона и кинофильм могли быть кушаньем для чрезвычайно немногих ценителей концептуального искусства, а совместно, при живом выполнении музыки они развернули новейший диапазон смыслов и переживаний. Лично я услышал (и увидел) в их некоторую надежду - на вечность, на смысл жизни.
Фортепьянная пьеса Дениса Хорова, последовавшая за Light is calling, развивала и тему страданий, и тему людского плюсы. Это были «Подмосковные вечера», вроде бы их играл наполовину парализованный человек, с негнущимися пальцами и провалами в памяти. Звуки неуверенно проступали из тишины, складывались в некоторую последовательность, позже теряли связность, музыкант касался клавши неуверенно и как будто бы наугад, позже опять возникал намек на мотив. По-моему, блестящая метафора хоть какого творческого ну и вообщем труда. Тяжело, все мешает, ничего не выходит, а когда опосля нескончаемых попыток проступает какая-то связность и смысл -то все равно «не то». А пробовать все равно нужно.
Последующее произведение было наиболее игривым - и еще больше экспериментальным. В композиции норвежского композитора Эйвинда Торвунда «Krull Quest» в качестве материала употреблялся звук старенькых, так 30-тилетней давности компьютерных игр. Тех, с человечками из квадратиков, малой анимацией и особенным, просто известным звуком. На экране развивалось действие мультика, изготовленного в той эстетике, при этом героем был музыкант. Фигура со скрипкой в руке преодолевала препятствия, уклонялась от угроз, а в финале сражалась с красноватым чертом, изрыгающем пламя и угрожающем вилами. «Игру» сопровождали грязные, искаженные, ненатуральные, как им и положено, звуки. А в это время Илья Рубинштейн виртуозно играл дуэтом с грубо нарисованным сотрудником - его виолончель пела и пускалась в пляс.
В конце концов, настало время самого известного номера концерта-перфоманса - произведения Лены Рыковой «Зеркало Галадриэль». В процессе представления композиции выяснилось, что Сергей Невский не знает, кто таковая Галадриэль. Он именовал ее «нимфой из известного произведения Толкиена» и спросил создателя: «Лена, для тебя все еще не постыдно за заглавие?». Позднее Лена объяснила, что эльфийская царевна из «Властелина колец» владела магическим зеркалом, в каком можно было узреть прошедшее, настоящее и будущее и отрешаться от этого наименования она не хочет.
Возможно, создатель «Зеркала» права - придуманный ей вариант игры в бисер и вправду способен обрисовать и исторические действия, и личную судьбу и дела. В этом произведении нет плана и партитуры, есть лишь правила игры, судя по всему, очень сложные. Как сказал позднее партер Лены по «Зеркалу» Денисов Хоров, «тут два полушария мозга должны работать независимо друг от друга». Два напарника играют при помощи шишек на теннисном столе, частично копируя, частично провоцируя движения друг дружку. Время от времени - сразу: игрок одной рукою повторяет деяния оппонента, а иной - подает ему некоторые сигналы. Поражает количество звуков, которые можно издавать, роняя на стол шишки, водя по нему ногтями, подушками пальцев, ладонями и локтями. Не знаю, можно ли именовать это музыкой (Сергей Невский считает, что это конкретно она), но в том, что это осмысленная, непростая и структурированная работа - усомниться тяжело. «Зеркало Галадриэли» уже было представлено на пары европейских фестивалях, и, как молвят, там воровали упавшие со стола шишки в память о необыкновенном выступлении.
Завершила концерт композиция, увлекательная и как интеллектуальное решение, и как политический акт. «Тут происходит перевод смыслов с 1-го языка на иной, - объяснил Сергей Невский, - слова определенным образом “переводятся” в музыку». Композитор Антон Васильев, создатель «Новейшего гимна Рф» положил на фортепьяно текст Конституции РФ. При всем этом на видео было показано спортивное табло, и при каждом аккорде значащем «президент» и «люд» на их изменялся счет. «Вы будете напряженно смотреть за ходом соревнования, - пообещал Сергей Невский, - и, мне кажется, из него станет понятно, почему у нас в стране все так».
Как можно было ждать, текст основного закона в переводе на фортепьяно оказался тревожен, пафосен и полон укрытых страстей. Композиция отлично передавала дух тревожного 1993 года, когда эта Конституция так либо по другому была принята. Но - достаточно монотонна, юридический язык, которым она написана, не очень интересен для непрофессионалов. Главной интригой был счет на экране, хотя и было понятно, что он предсказуем как итоги недавних выборов. Сначала «люд» уверенно вел в счете, в первой главе, где говорится что он - источник власти. Но когда дошло дело до, так огласить, технической стороны, описания структуры власти, «президент» резко вышел вперед и в итоге одолел со счетом 83-19. Любопытно было бы провести музыкальную экспертизу неких остальных законов либо вообщем сделать ее неотклонимой. Полагаю, несколько 10-ов законов, принятых новеньким составом Госдумы, звучали бы как страшная какофония.
14 сентября в Воронежском концертом зале пройдет еще два концерта в рамках «Границ музыки». Как обещает Сергей Невский, их программа будет еще поближе к обычным представлениям о академической музыке, но тоже богата сюрпризами.