Фестиваль уже не в 1-ый раз проходит в ЦДХ, хотя, честно огласить, это не наилучшая киноплощадка на свете: в малеханьких залах очень светло, субтитры видно лишь из первых рядов. Но куда еще податься? В «Пионере» мало места, а кинозал «35 мм» - возлюбленная кинофестивальная площадка - закрывается на внеплановую реконструкцию. Из-за реконструкции, кстати, кинофестиваль «2 в 1» - очередной осенний фестиваль неплохого кино, пару лет назад отпочковавшийся от «Завтра», - объявил о том, что в этом году «кина не будет»: «Организаторы приняли принужденное решение перенести проведение мероприятия на год».
То, что в ЦДХ очень светло, «Завтра» компенсировало темным настроем конкурсной программы. Основной приз «Завтра» получил казахский кинофильм «Уроки гармонии» Эмира Байгазина - бесстрастный, как абзац в учебнике, взор на закон «выживает сильнейший». Герой-подросток опосля отвратительной шуточки одноклассников начинает методично учить погибель: сажает тараканов - разносчиков заразы - на самодельный электрический стул, кормит ящериц мухами, крадет учебный пистолет из школьного кабинета. Когда ящерицам не хватает мух, они пожирают друг дружку. На всех уровнях хоть какого общества происходит одно и то же: ящерицы, тараканы, унижение, зараза, мухи, погибель. На Берлинале кинофильм получил «Серебряного медведя» за топовую операторскую работу.
Основной конкурс (кураторы - Матильда Энро и Алессандро Райа) в этом году вообщем изучил природу насилия. Особо стоит отметить венецианский хит «Супруга полицейского» Филипа Гренинга (на «Завтра» актриса Александра Финдер получила приз за топовую роль): часть критиков считают этот кинофильм наилучшим, более конструктивным и неожиданным киновысказыванием года, а иная часть проклинает как трехчасовое садистическое издевательство над зрителем. В милейшей германской семье муж-полицейский так любит супругу, что бьет ее смертным боем, не отличая нежности от ненависти. А она любит небольшую дочь. А малая дочь любит червячков. Невыносимый кошмар бытия.
Роскошно снятый «Булаг» Солбона Лыгденова - бурятское кино предупреждает: голубые фильтры небезопасны для вашего здоровья - получил приз в номинации «Открытие» секции «Офсайд». Смурные бурятские мужчины развлекаются как могут: берут дань со случаем заехавших в эти бескрайние снега путников, разбираются с нелегальной добычей нефрита, а каждый глоток водки либо спирта выпихивает героев прямиком в старую легенду. «Давай, что ли, для смелости, для храбрости… Лишь по немножко». А позже у алкогольного боевика в один момент наступает просветление. В сети можно отыскать красивый отзыв о кинофильме: «Божественно затянуты сцены белоснежной горячки». Белоснежная (голубая) горячка вправду снята массивно - с тремором эффектов, поющими бурятскими бабушками заместо чертей, и вообщем, так поймать глубинную связь эпоса и делирия может не каждый. Секция «Офсайд» (кураторы - Мария Кувшинова и Иван Чувиляев) представляет независящее кино из регионов, малобюджетное либо совсем безбюджетное, и как раз это кино и есть основное открытие фестиваля. Во всяком случае, фаворит «Офсайда» на пару л. спирта круче фаворита иной конкурсной программы фестиваля - секции Tomorrow.
В данной нам секции в номинации «Неизведанные чувства» одолела драма «Станция “Фрутвейл” Райана Куглера, собравшая в этом году кучу призов, от Гран-при “Санданса” до приза за топовую актерскую работу в секции “Особенный взор” в Каннах. Кинофильм ведает о крайних сутках из жизни 22-летнего Оскара Гранта. 31 декабря он занимается своими ежедневными делами - играет с дочкой, мирится с супругой, поздравляет маму, - а 1 января его убивает полицейский на станции метро “Фрутвейл”. В финале малая дочка спрашивает: “А где папа?” - и за одно это режиссера нужно навсегда сослать сценаристом на телевидение в програмку “Давай поженимся”. Может быть, жюри посчитало актуальной тут и на данный момент саму историю о том, как страж закона преступает закон, а невиновный гражданин истекает кровью, либо о том, как белоснежный человек убивает темного. Но вообще-то это обыденный чувственный шантаж, а остальные киноленты секции (куратор - Тревор Грот, программный директор “Санданса”) были еще увлекательнее. Весело, что приз за “неизведанные чувства” не достался “Галлее” Себастьяна Хоффмана: в этом зомби-эссе погибший, но все еще живой человек медлительно разлагается в сероватых интерьерах фитнес-центра. Очевидно, ничего неизведанного в этом нет - здесь все каждый день вынимают пинцетом червячков из собственной гниющей плоти. Да, снова червячки. Завтра везде будут червячки.