Подобно иным видам искусства - а быть может, не в пример острее, так как нагляднее, - синематограф выражает настроения и чаяния современника. И у «недлинного метра» тут преимущество перед «полным»: это кино нацелено на емкое выражение, потому на замену «романной» разветвленности приходит short story либо «зарисовка», посвященная раздельно взятому человеку.
Конкретно таковой «сокровенный человек» - в фокусе интернационального фестиваля документальных и малометражных кинофильмов «Северный нрав», придуманного 6 годов назад в Мурманске. Фаворитные киноленты фестиваля узрели и московские зрители - в процессе недельного показа в кинозале «Звезда».
Ребенок бунтует против заведенного раз и навсегда порядка, а заодно и против устоявшейся морали: на вопросец родителей «где ты был?» он говорит худшее, что они слышали в собственной жизни. Это - двенадцатиминутный мюзикл из Норвегии «Скалламан» (в переводе с норвежского - «лысый мужчина»), режиссер - Мария Бокк. На разум приходит аналогия с «Лысой певицей» Эжена Ионеско: не исключено, что явление «лысого мужчины» - опосля стремительного танца, к которому подключается весь город, - не означает ничего; может быть, оно означает все. Так как предельный бред (с игрой ладонями на бритых головах) и абсолютная, навсегда утраченная либо ни разу не познанная свобода - это одно и то же.
Почти все выставленные «Северным нравом» работы в базе собственной музыкальны, в том числе единственный в програмке кинофильм из Рф «На берегу Вселенной» (сценарист, режиссер, оператор - Юрий Грубник из Мурманска). Кинофильм длиною в 45 минут,разумеется наследующий «Стилягам» В. Тодоровского и «Шапито-шоу» С. Лобана, изобилует текстами в духе:
Друг дружке мы больше не друзья.
Чужие твои объятия…
«Ты выкинешь мамин сервиз? - Да, естественно».
«А ты станцуешь мне стриптиз? - Да естественно!»
Он грезит о ней, и наилучший метод ее достигнуть - это изобрести какую-нибудь космическую чушь. В том же флаконе - разнокалиберные друзья-советчики по общаге, продажные полицейские и открыточные виды Мурманска… Вообщем, драматургически немощный, в музыкальных номерах кинофильм не лишен известного драйва. Также тайного познания о том, чем сейчас дышат молодые мурманчане.
Иная музыкальная работа, которую охото отметить - это шведская лента «Наружу» (создатели - Туве Скайдсволл и Петрус Щевик). На сей раз - ни одного слова, лишь танец героини - стремительный, задумчивый, ворожащий и привораживающий. Фильм-выход: из лесных декораций героиня в финале выпархивает босыми ногами на белоснежный снег. Фильм-штучка. О преодолении границ, о бесстрашии молодости.
Вообщем, ежели попробовать извлечь из фестивальной репрезентации магистральную тему, то она, вероятнее всего, звучала бы так: «старость и молодость». Либо - «старость как молодость».
Случайная встреча в лесу конструктивным образом меняет жизнь Этэль, супруг которой крайние лет шестьдесят лицезреет мир через бутылочное стекло: снутри порожних бутылок он собирает пинцетом крошечные модели парусников. Такая завязка очень откровенного по сегодняшним временам кинофильма Анники Аппелин «Вечно юная»(Швеция). Вакантное место в сердечко пожилой дамы занимает пылкий пожилой любовник - правда, кратковременно.Подобно юной жене, героиня обнаруживает приверженность заранее несбыточным иллюзиям, которые и разрушают хрупкое счастье. Природа женской сексапильности верна для себя в любом возрасте.
По-юному бесшабашен - тем и великолепен! - шведский кинофильм «Скользкая ловушка» (режиссер - Анна Азкарате). Две почтенные дамы, компаньонки, сидя в внедорожнике, подкарауливают выходящих из супермаркета обывателей с продуктовыми пакетами, дают подвезти («Садитесь, нам в ту же сторону!»), а позже обманным маневром высаживают ротозеев на обочине, чтоб дома вечером, включив возлюбленную телепередачу, закусить чем Бог послал. Все это они делают не из-за бытовой либо материальной неустроенности, а ради беспримесного азарта, жизни во всей ее рискованной полноте - поэтому и финишный арест приводит криминальных старушек в щенячий восторг.
Нужно огласить, что темой старости, ее осмыслением в искусстве озабочены сейчас не только лишь скандинавы. Довольно вспомнить фильмы-фавориты крайних больших кинофорумов: «Любовь» Михаэля Ханеке и трилогию «Рай» Ульриха Зайдля (оба режиссера - австрийцы). Этого просит европейское самосознание: ежели угодно, таков индикатор его зрелости. В русском же кино старикам пока - не место…
Так в чем все-таки он, «северный нрав»? На этот вопросец идеальнее всего отвечают два норвежских кинофильма: «Мимолетная встреча» (создатель - Кен аре Бонго) и «Братья по оружию» (создатель - Кристофер Йоргенсен). 1-ый - самый маленький по метражу: 5 минут 35 секунд - припоминает кинозарисовку. Ехали на вездеходах по бескрайней снежной равнине два саами. Куда ехали? - Бог известие, каждый своим методом. И вот пути для чего-то пересеклись. Это дело нужно «перекурить». «Ну, как ты?» - «Да так». Несколько затяжек. «Ну, пока». Разъехались.
Еще больше загадочное выражение являет собой 2-ой кинофильм. (Отмечу в скобках обалденную работу оператора и соразмерную ей музыкальную пульсацию). Опосля долгого отсутствия герой ворачивается домой. На пороге его встречает иной герой, может быть, родной брат. И начинает мутузить. В протяжении восьми с копейками минут братья дерутся - обычно и жестоко. О чем они дерутся? Вымещают ли детские свои обиды, отвоевывают ли друг у друга родительское наследство, делят ли местность, даму… Поле для домыслов - самое обширное. Периодически битва похожа на танец. Танец, символизирующий жизнь.
Слов нет. Слова не необходимы. Перед нами - зрительная сказка. В крайнем кадре, стоя на коленях в пене Северного моря, израненные мужчины в один момент обнимаются: горестно и прочно. Титры.